Доказано: Велосипед очень полезен для здоровья

12.08.2014

Всем известный факт, что, в первую очередь, велосипед полезен тем, что укрепляет сердечно-сосудистую систему — самое уязвимое в наш век место.

У ветеранов велосипедного спорта есть такое выражение: «не чувствую сердца». Основная задача регулярных поездок на велосипеде — помочь человеку до самой глубокой старости «не чувствовать» сердца и тем более не испытывать болевых ощущений в нем.

Частота сердечных сокращений у здоровых людей обычно составляет 65—70 в минуту. В результате систематически проводимых в течение 1,5— 2 лет поездок на велосипеде она уменьшается на 8—10 сокращений в минуту. А это значит, что сердце начинает работать более рационально и производительно. У спортсменов-велосипедистов, выступающих в гонках по шоссе на длинные дистанции, отмечались случаи, когда частота пульса в минуту была менее 40 ударов. Утверждают, что в результате длительных военных походов подобный пульс выработался у Наполеона Бонапарта.

Во время езды на велосипеде в работе участвуют 206 костей и около 600 мышц. В этом «двигательном ансамбле», как его образно назвал известный русский физиолог А. А. Ухтомский, совершенствуются разнообразные формы взаимоотношений между отдельными частями организма, укрепляется весь двигательный аппарат человека.

Так же, нельзя не отметить тот факт, что велосипедные прогулки по живописной местности, разнообразие пейзажей и впечатлений помогают человеку отключиться от повседневных забот, успокаивают его нервную систему.
Не менее важное влияние оказывают такие поездки и на обмен веществ. Он совершенствуется, сгорают лишние жиры, «выжимается» избыток жидкости. Человек избавляется от ненужных килограммов, становится более стройным и подвижным.
С велосипедом можно без особых хлопот доехать на пригородном поезде или автобусе до намеченной станции, а затем уже на нем осмотреть любимые заповедные места, просто покататься в лесу, половить рыбу, искупаться и снова вернуться на общественном транспорте домой.

Для новичков если они не хотят, чтобы их первое путешествие на велосипеде стало последним, нужно подготовься к нему по правилам, осторожно увеличивая нагрузки, постепенно узнавая возможности своего организма. В первых поездках длина пути не должна превышать 10—12 километров, проезжаемых в спокойном, равномерном темпе. Таких поездок в рабочие дни недели должно быть две. Воскресную, третью, прогулку следует удлинить до 18—20 километров.
Во время прогулок необходимо освоить три вещи: правильную посадку, технику педалирования и ритмичное дыхание.

Сначала о посадке. Сидите в седле так, чтобы туловище приближалось к привычному вертикальному положению, как при ходьбе. Руки немного согнуты в локтях для амортизации и держат руль за ручки. Чтобы ноги располагались на педалях правильно, надо выверить установку седла по высоте. Для этого, сидя в седле, носком одной ноги обопрись о землю, а пятку другой поставь на педаль. Если пятка свободно достает до педали, значит, седло установлено верно.

С первых поездок приучайте себя к постоянному темпу педалирования. Обычно он равен у начинающих велосипедистов 70—80 оборотам шатуна в минуту. У спортсменов профессионалов 90-100. Естественно, на тяжелых участках пути (подъемы, езда против ветра) темп будет снижаться, а на легких (спуски, езда по ветру) — увеличиваться. Но в остальных случаях он должен оставаться неизменным.

При езде на велосипеде даже с небольшой скоростью частота сердечных сокращений достигает значительных величин, соответственно возрастает и потребление кислорода. Поэтому очень важно научиться правильно дышать. Тем более что частота, глубина дыхания и темп педалирования взаимосвязаны: возрастает темп педалирования — учащается дыхание.
При движении с небольшой скоростью, например 15 километров в час, велосипедист делает один дыхательный цикл в течение двух оборотов шатуна. При подъеме в гору вдох и выдох совпадает с движением каждой ноги вниз.

Поездки на велосипеде, как никакие другие физические упражнения, развивают ритмичность дыхания. Велосипедисты стоят на втором месте после пловцов по спирометрии, на первом — по экскурсии грудной клетки. Размеры грудной клетки у них более пропорциональны по отношению к росту, чем у пловцов и легкоатлетов.

После двух-трех месяцев прогулок на велосипеде следует переходить к оздоровительным поездкам. Их число в неделю необходимо увеличить до четырех. Три поездки проводятся в рабочие дни на дистанцию 25—30 километров, а четвертая, в воскресенье,— на расстояние 40—50 километров. Во время оздоровительных поездок можно разнообразить скорость езды, делать небольшие ускорения, чтобы испытать «мышечную радость» от велосипедной езды. Но при этом следует всегда строго контролировать свой пульс. В принципе, едешь ли ты на велосипеде или идешь на лыжах, катаешься на коньках или плаваешь в бассейне, начинать новые интенсивные упражнения можно только после того, как частота пульса снизится до 120—130 ударов в минуту.

И еще одно. Сразу же после окончания поездки подсчитайте количество сердечных сокращений. Частота пульса в первые 10 секунд считается исходным показателем (100%). Когда пройдет 30—40 секунд, количество сердечных сокращении должно уменьшиться по крайней мере до 80%, а через 60—70 секунд—до 60% по отношению к исходному показателю.

10546680_835214269822242_1810002306_n R1BxCTjBDoI